« Живопись сильнее меня…»

25 октября известному испанскому и французскому художнику, графику и скульптору Пабло Пикассо исполняется 140 лет.

Наверное, нет на планете человека, которому не знакомо имя Пабло Пикассо. Основатель кубизма и художник множества стилей повлиял в XX веке на изобразительное искусство не только Европы, но и всего мира. Всегда разный, но всегда – шокирующий.

За свою более чем полувековую деятельность художник превратился в личность почти мифическую, его воспринимают уже не как человека, а как уникальное явление, как невиданный феномен.

Вся жизнь Пабло Пикассо состояла из многочисленных экспериментов и открытий, он как будто бы хотел попробовать всё и везде оставить своё веское слово. Его имя ещё при жизни окружали легенды.

 В восемь лет он написал свою первую серьёзную картину маслом «Пикадор .В начале 1900-х годов молодой художник создал свои первые значительные произведения так называемого «голубого периода». Эти картины написаны в сумрачной, почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов и отображают грусть и страдание («Женщина с шиньоном», «Свидание», «Нищий старик с мальчиком», «Жизнь», «Трагедия» и др.). В последующем затем «розовом периоде» преобладали розово-золотистые и розово-серые оттенки. Картины были посвящены теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг) и романтической жизни комедиантов («Девочка на шаре», «Актёр», «Акробаты. Мать и сын» и др.). От опытов с цветом и передачей настроения Пабло Пикассо обратился к анализу формы. Вместе с Жоржем Браком он стал родоначальником кубизма. Художник  стал отрицать реальный мир, разлагая его на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объёмов («Авиньонские девушки», «Скрипка и гитара» и многие другие).  С середины 1910-х годов в творчестве художника возникают и неоклассические тенденции («Три женщины у источника», «Мать и дитя»). Более реалистическим представлением о человеке проникнуты появляющиеся в его творчестве образы современников, людей из народа («Рыбак», «Отдыхающие крестьяне»). К 1917 году относится первый опыт работы Пикассо в качестве театрального художника. Он создал эскизы костюмов и декораций к постановке балета «Парад» для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В 1920-е годы Пикассо продолжал работать для театра, а также писал картины в разнообразных стилях – от неоклассики до кубизма и сюрреализма («Сидящая купальщица», «Женщина в кресле»). В 1928-1931 годах художник занимался созданием произведений из металлических сварных конструкций. В начале 1930-х годов он сделал несколько графических серий, в числе которых 30 офортов к «Метаморфозам» Овидия для издательства «Скира» и к «Неведомому шедевру» Оноре де Бальзака по заказу коллекционера Амбруаза Воллара. К концу тридцатых годов выявилась общественная позиция художника. Он стал видным деятелем Народного фронта во Франции и активно участвовал в борьбе испанского народа с фашизмом. Пикассо, участник французского Сопротивления, и после войны находился в первых рядах борцов за мирное сосуществование. Его рисунок «Голубь мира» стал символом движения за мир. В 1946 году мастер обратился к искусству керамики и практически возродил в городке Валлорис на Ривьере некогда процветавшее там керамическое ремесло. Всего он создал около двух тысяч работ в технике керамики. Позднее он разработал особую технику литографии. В 1950 году Пабло Пикассо был избран во Всемирный совет мира. Перу художника принадлежат две пьесы – «Желание, пойманное за хвост» и «Четыре маленькие девочки». Пикассо был лауреатом Международной премии Мира (1950) и Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1962). По оценкам искусствоведов творческое наследие Пабло Пикассо составляет 1 885 картин, 12 000 рисунков и набросков, 1 228 объемных работ и скульптур, 2 880 керамических изделий, несколько печатных изданий, разошедшихся многотысячными тиражами, а также множество ковров и гобеленов. 8 апреля 1973 года Пабло Пикассо скончался во Франции на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви и был похоронен возле своего замка Вовенарг.