215 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НЕСТОРА КУКОЛЬНИКА (1809 - 1868)

О  Кукольнике сегодня мало кто помнит, но в XIX веке он был не просто подававшим надежды писателем, он был практически живой легендой.

После окончания гимназии Кукольник переезжает в Петербург и уже в 1833 году публикует пьесу в стихах "Торквато Тассо", которая имеет головокружительный успех. Критики всерьез сравнивают его с Пушкиным. О Кукольнике говорили на балах и при дворе, отмечая его несомненное драматургическое дарование и изображая его героем бог знает каких романтических приключений.

 Он уверенно пробивал себе дорожку в тесный пушкинский кружок, в глубине души считая Александра Сергеевича хоть и даровитым, но легкомысленным и неглубоким поэтом, и вынашивал грандиозные планы по созданию нового направления в литературе.

Карл Брюллов напишет его портрет, Михаил Глинка сочинит на его стихи романсы, Кукольник выступит соавтором либретто опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», с головой уйдет в издательскую деятельность и опубликует столько статей, романов, пьес и повестей, что в какой-то момент Виссарион Белинский заметит: «Господин Кукольник один пишет в год больше, чем все литераторы наши, вместе взятые».

 Скоро всему этому придет конец, двери аристократических салонов навсегда закроются перед амбициозным писателем. Им по-прежнему будут восторгаться, но теперь уже совсем другие люди, а Пушкин в гостях у Плетнева язвительно спросит: «А что, ведь у Кукольника есть хорошие стихи? Говорят, что у него есть и мысли»?

Едва отметив сорокалетие, он выпустит десятитомное собрание своих сочинений, а с началом войны в Крыму отправится на службу, но, выйдя в отставку, так всерьез и не возьмется за перо. «Обеспечив себя казнокрадством, служа по провиантской части во время Крымской кампании», Кукольник поселится в Таганроге. Случайно разговорившись со старым знакомым, о себе скажет, что «он теперь «еx-чиновник» и «ех-писатель».